Путин поддержал скандальный проект про "неуважение к власти" в интернете

Закон примут в начале 2019 года

Новый год начнется весело. Владимир Путин в ходе пресс-конференции фактически поддержал идею блокировать в Интернете и считать мелким хулиганством «выраженное в неприличной форме явное неуважение» обществу, государству, органам власти, гербу, флагу и т.д., и т.п. Пакет законопроектов на эту тему был внесен в Госдуму 12 декабря.

Закон примут в начале 2019 года
Если законопроект подписан сенаторами Андреем Клишасом и Людмилой Боковой и депутатом Госдумы Дмитрием Вяткиным («ЕР»), это своеобразный маркер, что подготовлен он где-то в Администрации Президента.

Авторами сначала значились сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова и депутат Госдумы Дмитрий Вяткин («ЕР»). Совместное и одновременное появление фамилий этих опытных и осторожных парламентариев под законопроектами является своего рода маркером, указывающим: инициатива согласована где-то там, в Администрации Президента, — и потому отнеслись к ней эксперты и журналисты серьезно. И г‑н Клишас, и г‑н Вяткин неоднократно ранее ставили свои фамилии под документами, которые Кремль хотел видеть принятыми, но вносить от имени главы государства считал политически неправильным. «Грязная» запретительная законодательная работа традиционно делается руками верного парламента.

Еще один признак того, что перед нами не просто упражнение любителей экзотических законопроектов, — мгновенное расширение числа авторов: еще 13 единороссов-депутатов присоединились к г‑дам Клишасу, Вяткину и г‑же Боковой, самый известный из них вице-спикер Петр Толстой. (Заметим в скобках: если присоединившиеся почувствуют, что ветер переменился, ничто не помешает им столь же дружно отозвать свои фамилии, такое бывало неоднократно.)

О чем, собственно, речь? Во-первых, предлагается дать право Роскомнадзору по инициативе генпрокурора или его заместителей без суда блокировать в Интернете информацию, если она «выражает в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и органам, осуществляющим власть в РФ». Формулировка в худших традициях современного «политического» российского законотворчества: размыта настолько, что под нее может попасть все что угодно: один считает «явным неуважением к обществу» резкие критические слова в адрес правительства, Госдумы или местного прокурора, а другой — результаты деятельности вышеназванных органов власти. И критерии «неприличности» у всех разные. Но пояснительная записка к инициативе о внесении изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — наглядный пример «явного неуважения к обществу», выраженного в неприличной для законодателя форме: она совершенно ничего не объясняет, состоит из двух абзацев и лишь кратко излагает содержание законопроекта.

Кроме того, факт блокировки в Интернете чего-то, что правоохранители сочтут оскорбляющим общество, предлагается сделать основанием для возбуждения административного дела о мелком хулиганстве — и об этом второй законопроект из пакета: о внесении изменений в КоАП. Наказание — штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или арест на срок до 15 суток. Более суровое наказание (по крайней мере, по штрафу), чем за явное неуважение к обществу в офлайне, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительными приставаниями, уничтожением или повреждением чужого имущества.

В России есть административная и уголовная ответственность за выражение явного неуважения к обществу в общественных местах, надругательство над государственными символами, оскорбление представителей власти, утверждают авторы в пояснительной записке к данному законопроекту (она более пространна), Интернет — такое же «общественное пространство», и в нем тоже должны соблюдаться «правила допустимого поведения, направленные на обеспечение общественного порядка и уважения к обществу и государственным институтам»…

Президент Путин 20 декабря ответил на вопрос журналистки: «Вы не боитесь такими действиями молодежь потерять?» — совершенно в логике этой пояснительной записки. Потерять молодежь он не боится. «Что касается ответственности за поругание флага, других символов государства, практически во всех странах это есть. Нужно с уважением относиться к своей стране. И есть правила, которые нужно соблюдать везде. Если есть ответственность вне Интернета, она должна быть и в Интернете. Чем отличается поведение в Интернете от того, что за границами Интернета? Это тоже общество, тем более Интернет проник во все сферы нашей жизни. Поэтому ничего здесь особенного я не вижу».

Эти слова означают концептуальную поддержку вышеназванных законодательных предложений.

Накануне, правда, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков в телеэфире заявил о готовности президента вмешаться «в тех случаях, когда это приводит к маразмам». Если правоприменительная практика окажется скандальной, президент посовещается с правозащитниками и правоохранителями и может предложить внести изменения в те или иные законы, продолжил г‑н Песков. Свежий пример такого вмешательства — частичная декриминализация 282‑й статьи Уголовного кодекса: сначала статью эту написали так, что она допускает самое широкое толкование, потом в рамках кампании по борьбе с «экстремизмом» стали «возбуждаться» по самым разнообразным, порой анекдотическим поводам, и уж потом, посовещавшись с правоохранителями и правозащитниками, слегка отступили.

Не исключено, что так будет и с вышеназванными затеями.

Пока же они готовятся к принятию в оперативном режиме. Предварительно дата рассмотрения Госдумой определена как январь 2019 года. Глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин («СР») сказал «МК», что сначала в январе же предполагается провести расширенное заседание комитета «с участием авторов, правозащитников, представителей отрасли, общественных организаций».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27865 от 21 декабря 2018

Заголовок в газете: «Неуважение» в сети

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру