Ива Цой
На сайте Министерства иностранных дел РФ опубликован так называемый антифейк — «разоблачение» статьи известного британского журналиста Энтони Лойда «Преклонение Украины перед Бандерой свидетельствует о ее национализме», вышедшей в газете Times. В своем материале Лойд всесторонне разбирает личность Бандеры, естественно, не обходя вниманием и его роль в борьбе Украины за независимость, и упоминает, что известности украинского националиста немало поспособствовала российская пропаганда (об этом же год назад писал The Insider). Однако у российского МИДа подобный тезис вызвал нескончаемый поток возмущения: британского журналиста обвинили в «пропаганде», «реабилитации военного преступника», «крайнем цинизме», «героизации нацизма» и т.д.
«Мистер Лойд попытался придать палачу и гитлеровскому прихвостню человеческие черты, представить его то ли «неудачником», якобы трагически попавшим под влияние националистических идей, то ли «борцом за свободу» и где-то даже «героем». По сути, в «Таймс» попирают решения Нюрнбергского трибунала, без каких-либо стеснений занимаясь обелением идейного пособника нацистской Германии, у которого руки по локоть в крови», — говорится на сайте российского ведомства.
Также российский МИД прошелся по биографии британского журналиста: тот якобы успел «набить руку на отработке сомнительных редакционных заданий, в т.ч. по обелению чеченских террористов или возглавляемого США вторжения в Ирак».
Энтони Лойд — авторитетный журналист, бывший офицер британской армии, получивший признание прежде всего своими репортажами из горячих точек. Он начал карьеру военным фотографом в Боснии, затем переключился на репортажи, отправляясь в зоны боевых действий по всему миру. Лойд освещал конфликты в Косово, Чечне, Афганистане, Сьерра-Леоне и Ираке. Один из самых известных его материалов — интервью с невестой боевика ИГИЛ Шамимой Бегум, которая сбежала в Сирию и вышла замуж в 15 лет. Самого Лойда однажды похитили сирийские повстанцы, дважды выстрелили ему в ногу, чтобы тот не убежал, но ему все равно удалось совершить побег из плена.
Что касается вторжения в Ирак, британский журналист, вопреки заявлениям российского МИДа, скорее относился к нему неодобрительно: например, он описывал, как в декабре 2004 года американские войска часто по ошибочной наводке врывались в дома к мирным людям, переворачивая там все вверх дном в поисках «боеприпасов и документов»:
«Американские солдаты после того, как взорвали из дробовика дверь нужного дома, прорвались толпой через комнаты, загнав женщин и детей в одну комнату, а мужчин — к тому времени в наручниках и с завязанными глазами — в другую, когда начались поиски боеприпасов и документов. Предметы домашнего обихода с грохотом полетели на пол, матрасы и постельные принадлежности были перевернуты, содержимое шкафов и ящиков вылилось на растущую кучу личных вещей и предметов домашнего обихода. Но когда солдаты начали допрашивать иракцев с завязанными глазами, они поняли, что были не в том доме. Ложной оказалась и следующая цель ночных налетов».
Кстати, сам Лойд покинул британскую армию после первой войны в Заливе.
Другие утверждения в «антифейке» российского министерства также имеют мало общего с действительностью. Не очень понятно, как статья о Бандере может «попирать решения Нюрнбергского трибунала», ведь последний никогда не осуждал и даже не рассматривал обвинения против украинских националистов. Трибунал признал преступными четыре структуры: руководство НСДАП (Национал-социалистической немецкой рабочей партии), гестапо, СС («отряды охраны», военизированные формирования НСДАП) и СД (разведывательная служба СС).
При этом приверженность нацистской идеологии не была достаточным основанием для осуждения той или иной организации: например, СА («штурмовые отряды») гитлеровской Германии не были признаны преступными.
Имя Степана Бандеры, одного из лидеров Организации украинских националистов, и упоминание его сторонников встречаются в документах процесса несколько раз. Так, в 39 томе есть приказ СД от октября 1941 года о ликвидации участников бандеровского движения, подозреваемых в подготовке восстания в лагерях. В 25 томе офицер военной разведки Эрвин Штольце в своих показаниях говорит, что поручил украинским националистам Мельнику и Бандере диверсионную работу на территории СССР. Упоминаний ни Бандеры, ни Андрея Мельника (лидера конкурировавшей с Бандерой фракции ОУН) в приговоре нет. Украинская повстанческая армия даже не могла быть осуждена, так как на процессе рассматривалась деятельность только немецких организаций.
Далее МИД РФ припоминает военные преступления ОУН: массовые убийства евреев, поляков и русских, а также сотрудничество с нацистами. Все это действительно имело место, и Лойд этих преступлений не отрицает:
«Район западной Украины, который был сердцем ОУН-Б, также находился под властью Польши, и за время его существования последователи Бандеры убили тысячи польских мирных жителей вместе с представителями других этнических меньшинств и иногда участвовали в массовых убийствах евреев».
Также британский журналист вспоминает об этнических чистках ОУН-б на Волыни и в Галиции, в результате которых погибли более 60 тысяч мирных жителей.
Вот только статья в Times посвящена личности Бандеры, который, как известно, был арестован 5 июля 1941 года (еврейские погромы начались за пять дней до этого, 30 июня). Никаких свидетельств, что Бандера отдавал приказы или был еще как-то причастен к действиям против евреев, не сохранилось. Он вышел на свободу из немецкого концлагеря в конце сентября 1944 года — и, соответственно, в Волынской резне, произошедшей в августе 1943 года, тоже не принимал участия.
Можно говорить лишь о том, что к перечисленным военным преступлениям были причастны последователи Бандеры из ОУН-б. Сам он в соавторстве с Романом Шухевичем, Степаном Ленкавским и Ярославом Стецьком в 1941 году написал документ под названием «Борьба и деятельность ОУН во время войны». В нем допускается «ликвидация нежелательных еврейских, московских и польских деятелей» «во времена хаоса», особенно если они являются сторонниками «большевистско-московского империализма» или шпионами и представителями советской власти. Одновременно в документе говорится о том, что ОУН воюет против большевиков, а представители неукраинских национальностей, которые поддержат борьбу за независимость Украины, таким образом могут бороться и за освобождение подневольных Москве народов.
В целом же Лойд скорее критикует прославление Бандеры в современной Украине, поэтому не особо понятно, что именно возмутило российский МИД. Но, в отличие от последнего, британский журналист подчеркивает: большинство украинцев, которые выражают симпатию к Бандере, уважают его за упорное сопротивление Советскому Союзу, а не за приверженность национализму.