Президент России Владимир Путин объявил о строительстве хранилища для тактического ядерного оружия в Беларуси, после чего Киев потребовал созвать экстренное заседание Совбеза ООН. На этом фоне глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил, что в случае размещения ядерного оружия в Беларуси Евросоюз введет новые санкции. The Insider попросил экспертов по ядерной безопасности объяснить, какие угрозы несет решение Путина.
Марьяна Буджерин, старший исследователь проекта управления атомом при Центре Белфера:
«Решение России о размещении ядерного оружия в Беларуси является продолжением тактики бряцать ядерным оружием, чтобы вызвать ядерную тревогу на Западе. С точки зрения военной пользы, размещение российского ядерного оружия в Беларуси ничего не меняет. У России множество баз и систем доставки ядерного оружия размещены на ее собственной территории, причем некоторые из них находятся очень близко к украинской границе и могут выполнять ту же задачу, что и размещенные в Беларуси. Так что этот шаг чисто политический. Он нужен для того, чтобы:
1) привнести ядерное измерение в эту войну и заставить Запад беспокоиться о ядерной эскалации в надежде, что у Запада сдадут нервы и он попросит или, скорее, заставит Украину просить о мире на приемлемых для России условиях;
2) продемонстрировать, что Россия имеет право делать то же, что делают Соединенные Штаты, включая размещение тактического ядерного оружия в союзных странах.
Что касается последнего, то США действительно разместили свое тактическое ядерное оружие в союзных европейских странах НАТО и в Турции. До тех пор пока оно остается под контролем США — как и оружие в Беларуси будет оставаться под контролем России, — такое размещение не запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Тем не менее с 2015 года Россия много говорит о размещении США ядерного оружия в Европе, заявляя, что оно нарушает ДНЯО. Более того, в недавнем заявлении Путина и Си Цзиньпина говорится о размещении ядерного оружия за пределами национальной территории, что явно относится к США и их союзникам. Так что здесь явное лицемерие: сначала Россия утверждает, что такое размещение нарушает ДНЯО (это не так), и осуждает его совместно с Китаем, а потом меняет свою позицию на диаметрально противоположную и объявляет о собственном размещении.
Нужно помнить, что Путин заявил лишь о планах размещения тактического ядерного оружия в Беларуси, что произойдет не раньше 1 июня, когда будет завершено строительство специального хранилища в Беларуси. Так что ядерного оружия в Беларуси пока нет. Даже после завершения строительства объекта может пройти еще некоторое время, прежде чем оружие будет размещено».
График: Ourworldindata
Доктор Стивен Херцог, старший научный сотрудник Центра исследований безопасности ETH Zurich:
«Заявление Путина о переброске российского тактического ядерного оружия в Беларусь, конечно, вызывает беспокойство. Перспектива развертывания ядерного оружия в регионах, близких к зонам конфликта, повышает риски эскалации, применения ядерного оружия и неверной трактовки событий. Хотя пока нет никаких доказательств того, что Кремль переместил что-либо из своих арсеналов в Беларусь. Но я ожидаю, что в ближайшей и среднесрочной перспективе появятся отчеты аналитиков разведки на основе данных из открытых источников, отслеживающих возможное перемещение боеголовок из России в Беларусь.
Путин отметил, что Россия будет стремиться дублировать договоренности НАТО о совместном использовании ядерного оружия, в соответствии с которыми тактическое ядерное оружие США размещено в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Он имел в виду американские неуправляемые бомбы B-61, которые могут быть доставлены самолетами союзников двойного назначения. Прецедент такого рода действий со стороны НАТО существует.
Действия России не стали сюрпризом. В феврале 2022 года Лукашенко инициировал изменения в белорусской конституции, чтобы узаконить совместное использование ядерного оружия. Аналогичным образом Россия в течение нескольких месяцев ясно давала понять, что помогает Беларуси модифицировать свои самолеты для доставки российских бомб и готовит белорусский персонал к выполнению таких задач. А в прошлом Кремль давал понять, что передаст Беларуси ракеты „Искандер“ с ядерным зарядом».
Павел Подвиг, научный сотрудник Института ООН по изучению проблем разоружения:
«Речи о размещении зарядов на территории Беларуси пока не идет. Пока что было заявлено, что белорусские военные будут обучаться обращаться с системами, которые могут применять ядерное оружие. Был добавлен новый элемент: будет закончено строительство хранилища на территории Беларуси. При этом не совсем понятно, насколько реально его закончить к июлю, потому что хранилище для ядерных боезарядов — это серьезное вооружение.
Если хранилище будет построено, неочевидно, что оно будет заполнено ядерными боезарядами. В любом случае, нужно понимать, что обслуживание боезарядов будет полностью под контролем 12-го Главного управления российских Вооруженных сил. Невозможно себе представить обстоятельства, при которых белорусские военные будут иметь реальный доступ к ядерным боезарядам. Будут происходить учения и тренировки с использованием учебных макетов, это нормальная практика, как отметил российский президент, в НАТО она давно распространена.
Я не думаю, что это реакция на события в Украине. Еще в июне было объявлено о сотрудничестве, обучении белорусских военных и передаче им систем, которые могут применять ядерное вооружение. То, что мы видим сегодня, является продолжением той истории. Видимо, речь идет о процессах интеграции и сотрудничестве между Россией и Беларусью. Я надеюсь, что до размещения и перемещения ядерных зарядов на территории Беларуси не дойдет, потому что создание безопасного хранилища, которое сможет эти заряды принять, — это серьезное мероприятие. Пока ядерное оружие находится в хранилищах, даже если они находятся на территории Беларуси, изменения уровня опасности не происходит. Конечно, это не положительное развитие событий, ничего хорошего в этом шаге нет, но это политический сигнал, и его надо воспринимать именно так.
Если это хранилище построят и потом там разместят тактические ядерные заряды, которые будут находиться под контролем российских военных, формально нарушения ДНЯО не будет. Именно это предполагается сделать, судя по заявлению президента, и именно так сделано в НАТО: американские боезаряды всегда находятся под контролем США. Нельзя не отметить, что, несмотря на это, Россия начиная с середины 2010-х настаивала на том, что американская практика противоречит ДНЯО. Сейчас, очевидно, решили, что не противоречит. Если просто хранить оружие, то это не означает его передачу, главное — „в руки не давать“. Во время переговоров по ДНЯО на этом сошлись, в основном, по настоянию США, так что теперь поменять формулировку сложно».
Лукаш Кулеса, исполняющий обязанности руководителя исследовательско-аналитического отдела Польского института международных отношений
«Вызывает удивление то, как Путин объявил о решении по ядерному хранилищу: это было сделано в выходной день в ходе интервью, а не в формате совместного с Александром Лукашенко официального заявления. Само решение является логическим продолжением предыдущих заявлений о модификации белорусских самолетов для переноса ядерного оружия и о размещении в Беларуси ядерных систем „Искандер“.
На политическом уровне речь идет об укреплении контроля России над Беларусью и о том, что Россия не допустит падения белорусского режима. Также заявление призвано усилить пропагандистский нарратив о том, что обе страны должны быть готовы к защите от НАТО, и ядерное оружие будет играть важную роль с самого начала любой войны.
Размещение ядерного оружия в Беларуси должно учитываться НАТО при военном планировании, но это не изменит ситуацию радикально. Уже сейчас у России есть много средств для нанесения удара по нашей территории с помощью тактического ядерного оружия. Это может считаться эскалацией и показателем того, насколько Россия боится „потерять“ Беларусь, с учетом оппозиционных настроений внутри страны, направленных против Лукашенко и против участия Беларуси в войне».
Президент России Владимир Путин регулярно выступает с заявлениями о ядерном оружии. После начала войны в Украине он в очередной раз заявил, что Россия располагает «различными средствами поражения». По его словам, Запад «подталкивает Киев к переносу военных действий» на территорию России и пускает в ход «ядерный шантаж». Путин также заявлял, что при угрозе Москва использует «все имеющиеся у нее средства». Объявляя о «приостановке» Россией ДСНВ (официально предусмотрен только выход из Договора, формулировки «приостановка» в нем нет — прим. The Insider), президент в очередной раз напомнил, что в США ведется разработка новых видов ядерных боеприпасов. Если США проведут испытания новых видов ядерных вооружений, Россия сделает то же самое, подчеркивал он. Бывший канцлер Германии Ангела Меркель считает, что угрозы Владимира Путина ядерным оружием следует воспринимать всерьез, она заявляла об этом в сентябре 2022 года.