Отец бывшей гимнастки Алины Кабаевой, которую называют матерью детей российского президента Владимира Путина, Марат Кабаев является партнером юристов из компании RBS, связанной с атакой на российские активы швейцарского холдинга Holcim. Об этом пишет «Агентство».
В конце июля швейцарский цементный концерн Holcim сообщил о рейдерской атаке на свои российские заводы. Как выяснил «Проект», за атакой на Holcim могут стоять знакомые Владимира Путина и окружение вице-премьера Марата Хуснуллина. В частности, речь идет о многолетнем специалисте по цементу Игоре Харченко, который связан с юристами из консалтинговой компании RBS.
RBS в свою очередь, как отмечает «Агентство», связана с отцом Кабаевой Маратом Кабаевым. Он занимает пост президента Международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ) и возглавляет совет директоров фонда прямых инвестиций МАИБ, который называет себя «самым крупным фондом, работающим по шариату». Контактный телефон фонда совпадает с номером RBS (такой же номер указывала и одна из компаний Харченко).
В состав совета директоров фонда МАИБ входят два партнера RBS, которые позиции финансового директора и директора по правовым вопросам соответственно. Как сообщал в 2018 году телеканал «Дождь», Марат Кабаев является влиятельным общественным деятелем и входит в ближний круг Владимира Путина. Кроме того, по информации канала, Кабаев пролоббировал Марата Хуснуллина на пост вице-мэра Москвы.
В свою очередь у Хуснуллина есть сразу несколько пересечений с проектами Харченко: вице-мэр курировал мегаоператора «Мосинжпроект» и столичные стройки, в которых участвовал Харченко, они вдвоем заседали в Научно-техническом совете по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы, а среди партнеров Харченко есть люди из команды Хуснуллина.
После начала войны один из крупнейших в мире производителей цемента, швейцарский холдинг Holcim объявил об уходе с российского рынка. Через несколько месяцев после этого решения юрлица российской «дочки» Holcim попытался перерегистрировать на себя некий «портфельный инвестор» Евгений Костюкевич.
При этом Костюкевич выступает в этой истории не как реальный человек, а как персонаж, созданный с помощью технологии дипфейк.
Претензии «Костюкевича» на активы Holcim сначала прозвучали в интервью Forbes (оно уже удалено с сайта издания, его копия есть в архиве), а позже были подкреплены копией судебного решения, которое он (точнее, тот, кто им представился) передал Forbes. Из документа следовало, что в июне 2022 года Ленинский районный суд Грозного постановил передать Костюкевичу 100% долей в основных активах Holcim в России.
В самом Holcim заявили, что не знают «Костюкевича», а договор об уступке долгов — подделка. О претензиях в компании узнали постфактум, когда некие лица попытались перерегистрировать на себя российский бизнес Holcim.
Пытаясь разобраться в этой истории, автор расследования «Проекта» (тогда еще журналист Forbes) договорился о видеоинтервью с Костюкевичем. Вот как он описал произошедшее:
«Возможность оценить находчивость этих теневых организаторов представилась спустя час после назначенного времени, когда изображение Костюкевича наконец появилось на экране. С первых его слов стало очевидно, что это дипфейк — „оживленная“ с помощью искусственного интеллекта фотография. Нелепость ситуации была очевидна, но и это оказалось не пределом. Для сеанса связи был использован снимок очень низкого качества — у „Костюкевича“ двигались только зрачки и уголки губ, а контуры лица были как будто приклеены к заднему фону».
По данным «Проекта», за атакой на Holcim могут стоять знакомые Путина и окружение вице-премьера Хуснуллина. В частности, речь идет о специалисте по цементу Харченко.